Урал - один из самых древних горных хребтов на Земле. Он не растет так долго, как Альпы и Кавказ, а, наоборот, постепенно разрушается. Южная часть горного хребта уже имеет пологие склоны, и дорожники легко находят трассы без особых поворотов, спусков и подъемов.
Однако те, кто организовывал тест-драйв Lada Vesta с автоматической коробкой передач для журналистов, все же нашли обледенелые склоны. И предупреждали, прежде чем ехать в гору. Но если бы мы попробовали. Мы рискнули и изучили поведение китайского вариатора на отечественном автомобиле без антипробуксовочной системы.
Отечественный автопром традиционно не баловал потребителей автоматическими трансмиссиями. Первые образцы автоматических трансмиссий появились в Советском Союзе в 1950-х годах, но использовались они только на автомобилях марок ЗИЛ и Чайка.
Автоматические трансмиссии использовались и на Lada, а 15 лет назад некоторые компании даже устанавливали на автомобили ВАЗ подержанные автоматические коробки от праворульных японских машин. Позже при помощи альянса Renault-Nissan были попытки роботизировать отечественную механику и устанавливать японские АКПП, но после 2022 года все это стало невозможным.
В то же время на рынке появился явный спрос на более дешевые двухпедальные автомобили: До начала 2022 года этот спрос удовлетворяли такие автомобили, как Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo. К сожалению, сейчас их с нами нет, а двухпедальный автомобиль, который обещает вернуться, наверняка будет стоить больше 2 миллионов рублей.
Получается, что вся надежда только на отечественных производителей. АвтоВАЗу понадобилось почти полтора года, чтобы найти замену японской коробке передач в Китае.
Российская компания не стала называть поставщика вариатора Vesta, сославшись на то, что ее партнеры могут попасть под вторичные санкции. Однако если вспомнить китайские автомобили с атмосферными двигателями и вариаторами, то вероятность того, что эта коробка передач окажется там, составляет более 50 процентов.
На ВАЗе не скрывают, что выбирали между вариатором и роботизированной коробкой с двумя сцеплениями. И выбрали первый вариант, который более надежен и, как ожидается, будет работать более плавно.
Вариаторы как тип трансмиссии известны практически с момента изобретения автомобиля, и первые образцы были механическими. Автоматические трансмиссии появились позже, но уже более полувека назад.
Принцип работы прост: представьте себе ремень, натянутый между двумя конусами. Этот ремень может двигаться таким образом, что в одном крайнем положении он натянут на узкий конец одного конуса и широкий конец другого, и наоборот, во втором крайнем положении - на широкий конец первого конуса и узкий конец другого конуса. Кроме того, промежуточные положения ремня могут изменяться бесконечно, поэтому такую трансмиссию называют вариатором.
Изменение положения ремня на конусе изменяет передаточное число. Вот как это работает. Недостатком этой передачи является прочность ремня. В течение многих лет его не могли сделать достаточно прочным, чтобы использовать в мощных автомобильных двигателях. Теперь это стало возможным. Поэтому ремни в вариаторе Lada Vesta сделаны из стали, а сама трансмиссия рассчитана на крутящий момент 180 Нм (в ближайшей перспективе - более 200 Нм). Максимальный крутящий момент двигателя Lada составляет 170 Нм, так что запас есть.
Для плавной передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач используется гидротрансформатор, как в классических автоматических автомобилях. Он отключается на скорости 15 км в час. Сама трансмиссия имеет большой объем масла - более 7 литров. Это и долговечное масло, и охлаждающая жидкость.
ВАЗ утверждает, что масло в вариаторе нужно менять только раз в 30 000 км, и после этого его хватает на весь срок службы автомобиля. До окончания гарантии, которая истекает через три года или 100 000 км, масло менять нельзя. После этого замена масла не является проблемой.
Китайский вариатор из Тольятти отлично ужился со 122-сильным 1,8-литровым двигателем собственной разработки. Такой двигатель изначально был создан специально для Lada Vesta и ранее устанавливался на эту модель, но с механической коробкой передач.
Сам двигатель был значительно модернизирован: 122-сильный двигатель был известен высоким расходом масла, рывками при разгоне и смещением клапанов в сторону поршней при обрыве ремня ГРМ; по словам представителей ВАЗа, эти проблемы были полностью устранены.
Позже силовой агрегат стал оснащаться механической коробкой передач. Но она также производилась в Китае, и отечественная версия имела шесть передач вместо пяти.
Уже существовала версия Lada Vesta, оснащенная вариатором. Она оснащалась парой японских двигателей Nissan и коробкой передач Jatco, знакомой по Tida и другим моделям. Я ездил на одной из таких машин и помню, что она была очень ленивой. Не то, чтобы коробка отставала, но такие "Весты" ощущались маломощными, медленными и как будто более тяжелыми. С тем же 113-сильным двигателем и вариатором Tida, еще более крупная на фоне Vesta, субъективно казалась острее.
Иными словами, и заводские измерения, и субъективные ощущения подтвердили, что новая Vesta со 122-сильным двигателем и китайским вариатором работает гораздо острее, чем раньше. В целом поведение коробки отличное. Автомобиль идет плавно, переключается с передней на заднюю и с задней на переднюю без каких-либо толчков, а трансмиссия умеет тормозить двигателем.
Спортивного режима нет, но есть ручной, который имитирует семь ступеней. При ускорении "в пол" в автоматическом режиме двигатель пересчитывает семь виртуальных ступеней, не заглохнув при повышении оборотов. Это правильное поведение вариатора.
Единственный нюанс и еще одно отличие - Lada Vesta не имеет системы стабилизации и функции антипробуксовки. Поэтому на лед на склонах лучше не вставать. Иначе колеса заклинит, двигатель будет работать вхолостую, а затем фургон, сцепление и трансмиссия разрушатся и выйдут из строя.
В остальном Vesta, которой в этом году исполнилось девять лет на дорогах, останется прежней. У машины отличное шасси, она управляема и может ездить даже по не самым лучшим российским дорогам. Только такие автомобили и попали на тест, особенно кроссоверная версия. Главное помнить, что все Vesta Cross с рождения оснащаются низкопрофильной резиной и 17-дюймовыми колесами, которые не очень любят российские ямы в асфальте.
При общем положительном впечатлении от машины не забываешь, что это отечественный автомобиль, хотя и самый качественный в этой категории. И это качество может варьироваться от экземпляра к экземпляру. Это обстоятельство можно назвать еще одной общей особенностью данной модели.
Так, в одном автомобиле рычаг рулевого управления, замененный на импортный, ведет себя вполне удовлетворительно, хотя и не очень хорошо. В другом он вызывает недоумение своей неоднозначностью. Цифровая панель приборов, которая должна присутствовать в топовых моделях Vesta, в одном автомобиле не видит полного бензобака и сообщает, что он пуст. В другом автомобиле круиз-контроль не включается до тех пор, пока двигатель не будет перезапущен.
Перед тем как вариатор остановится, его внезапно настигает рывок, как будто гидротрансформатор не успел разблокироваться и двигатель вот-вот заглохнет. Машина дергается, дергается и останавливается, настолько самовосстанавливается дискомфорт, что рассказываешь им об этом, а они не верят.
ВАЗ благоразумно признает, что у Vesta есть аспекты, которые требуют доработки. И иногда сетуют, что не всегда удается заменить импортные комплектующие без ущерба для качества. Производители обещают неустанно работать, улучшать и исправлять. Кстати, Lada Vesta, оснащенная вариатором и имеющая стартовую цену менее 1,6 миллиона рублей, является едва ли не самым дешевым новым автомобилем в России. - Самый дешевый новый автомобиль с двумя педалями в России. О том, почему это почти так, мы поговорим позже, но даже для конкурирующего автомобиля стоимостью 2 миллиона рублей с автоматической коробкой передач он не лишен недостатков. Конечно, есть автомобили с вариатором, которые явно превосходят Lada Vesta, но их начальная цена уже приближается к 3 миллионам рублей. Когда Lada Vesta вернулась на российский рынок в 2023 году, версии универсала были большой редкостью в дилерских салонах, а некоторые месяцами вообще не поставлялись с завода. Теперь же, с появлением вариатора, было принято решение сосредоточиться на пятидверной Vesta SW, продажи которой могут даже превысить 50 % от всех вариантов модели.
Как обстоят дела с вариатором? Все очень просто: На ВАЗе поняли, что Vesta SW вполне сопоставима с китайскими переднеприводными кроссоверами, особенно в версии кроссовер, а они сейчас лидируют на рынке иномарок. А какое преимущество было у них раньше? Да автоматическая коробка передач. Теперь она есть и у Lada Vesta SW Cross. Почему же ни один отечественный пятидверный автомобиль не может составить конкуренцию Haval Jorion? Тем более что стоит он на 300 000 рублей дороже.
Презентация вариатора и Lada Vesta это официально подтвердила: в ближайшее время в дилерских центрах появится двухпедальная Lada Granta. Однако не все так просто.
Японский четырехступенчатый автомат Jatco устанавливался на Lada Granta до 2022 года и неплохо себя показал. Как выяснилось, на ВАЗе осталось около 5000 таких коробок. Их пытались отдать в дилерскую сеть для замены по гарантии, но хватило 100. Поэтому АвтоВАЗ временно возобновил производство автомобилей Lada Granta с автоматической коробкой.
Однако не все автомобили будут проданы бесплатно. Примерно четверть будет передана организациям социальной сферы. Остальные будут доступны для покупки, но цены на них пока не объявлены. В любом случае, Vesta будет стоить дороже.