В начале 2010-х BMW стремилась стать первопроходцем в массовом использовании углепластика: этот материал широко применялся в кузовах спортивного BMW i8, городского хэтчбека BMW i3 и седана седьмой серии G11/G12. Однако на этом всё и завершилось, так как BMW не смогла добиться значительного снижения стоимости производства углепластика даже для слабонагруженных деталей.
На сегодняшний день углепластик используется в основном для декоративных элементов и облегчения конструкции дорогих "эмок". Но в скором времени BMW планирует заменить его биокомпозитом на основе льняных волокон, производимым швейцарской компанией Bcomp. BMW владеет долей в Bcomp через свой инвестиционный фонд BMW i Ventures и уже несколько лет тестирует льняные композиты в автоспорте. Теперь компания готова к внедрению в серийные автомобили, поскольку технология производства биокомпозитов хорошо отработана, а свойства материала изучены.
Биокомпозит, при прочих равных, уступает карбону в прочности, но этой прочности вполне достаточно для изготовления таких элементов, как крыша, капот, спойлеры, антикрылья и бамперы. При желании вся внешняя обшивка кузова может быть выполнена из биокомпозита, который, к тому же, превосходит углепластик по звукоизоляционным характеристикам.
Испанский стартап Liux планирует производить кузова своих автомобилей полностью из биокомпозитов на основе растительного сырья, однако BMW не ставит перед собой столь масштабных задач – пока речь идёт о замене углепластика биокомпозитом. На фотографиях ниже представлены элементы внешней обшивки купе BMW M4, изготовленные из биокомпозита.
BMW совместно с Bcomp разработала уникальный рисунок плетения льняных волокон для деталей своих автомобилей. Эти детали выглядят действительно интересно, хотя многие клиенты, вероятно, предпочтут традиционный лоск углепластика. Но, похоже, этот материал постепенно уходит в прошлое.
С технологической точки зрения преимущества биокомпозитов очевидны: они используют возобновляемое сырьё, для производства которого требуется меньше энергии, чем для углеродного волокна. Уровень выбросов CO2 при производстве льняного композита примерно на 40% ниже, чем при производстве углепластика. BMW пока не сообщила, когда и на каких моделях появятся первые детали из биокомпозитов, но, вероятно, ждать осталось недолго.